Бакелитовая фанера - особенности и применение
Бакелитовая фанера обладает особой прочностью и износостойкостью. Такой материал достаточно трудно отыскать среди бюджетных стройматериалов, но несмотря на это бакалейная фанера пользуется успехом у многих покупателей. Также она считается фаворитом в кораблестроении.
Технические особенности
Срок эксплуатации бакалейной фанеры не меньше 10 лет. Для нее не страшна влага, она устойчива к действию химических реагентов и экстремальных перепадов температур. Такие уникальные свойства материал приобретает после следующих технологических этапов на производстве:
- Пластины склеивают и помещают под гнет. Температура процесса – 270 ⁰C.
- Далее листы покрываются специфическим лаком.
- Размер бакелитовой фанеры стандартен. Листы бывают как квадратной, так и прямоугольной формы.
Марки бакелитовой фанеры
Древесный продукт можно разделить, учитывая все его технические характеристики, появившиеся во время производства. Подразделяются на два класса – ФБВ и ФБС.
При этом можно встретить листы таких марок:
- Фанера ФБВ;
- ФБВ 1;
- ФБС;
- ФБС 1;
- ФБС А;
- ФБС 1А.
Преимущества и недостатки
- Сравнима по плотности с керамзитобетоном и щебнем (1200 кг/м2).
- Способна выдержать высокие температуры до 350 ⁰C, а при достижении этого порога подвергается обугливанию, но не воспламеняется. При этом нормальный диапазон температур для этого вида фанеры составляет от -50 ⁰C до +50 ⁰C, благодаря чему увеличивается список ее возможностей, а значит число применений становится больше.
- Устойчива к коррозии после контакта со щелочами, слабыми кислотами и горюче-смазочными материалами, не окисляется и не изменяется под действием грибков.
- Бакелитовая фанера производится экологично, поскольку в процессе не используются и не выделяются токсичные вещества.
- Высокая износостойкость материала обуславливает длительный срок его службы – до 15 лет.
- При всех несомненных преимуществах имеется существенный недостаток- высокая цена. Но если взять во внимание срок службы и прочность, такой минус можно расценить как особенность.
Применение бакелитовой фанеры
Бакелитовая или, как ее еще называют, корабельная фанера была изобретена советским ученым Яковом Аврасиным в 40-е годы 20 века. Этот материал был признан настоящей находкой для армии, которая находилась в военном положении. В период дефицита сырья для строительства самолетов, бакалейная фанера стала настоящим спасением. Первыми истребителями, сооруженными с применением, дельта-древесины (первоначальное название уникальной фанеры), были ЛаГГ-1 и ЛаГГ-3. Для некоторых других самолетов военного назначения она также использовалась для изготовления конструкционных частей.
Идеей пропитки древесного шпона для производства прочных листов воспользовались японские ученые, и уже спустя несколько лет ведущие истребители воздушного флота изготавливались из него. Сырье осталось востребованным в производстве планеров.
Сегодня бакалейная фанера не используется в авиастроительстве, так как на ее место пришел более современный материал. Но несмотря на это, она до сих пор применяется в строительстве судов, лодок, яхт и катеров. Она нужна в качестве обшивки корпуса и как один из главных элементов в отделки плавательных судов.
Из – за своей высокой прочности, этот вид фанеры стал широко использоваться в мебельном производстве, ее применяют для изготовления стендов и рекламных щитов.
А также в строительстве сооружений, которые имеют непосредственный контакт с водой. Это различные сооружения гидротехнической направленности.
В других сферах этот вид фанеры также широко используют. С его помощью происходит облицовка стен помещения, где существуют высокие санитарные требования. Также он нужен для создания опалубки и сооружения деталей обрешетки крыш, строят арочные перекрытия, ниши, навесы и перегородки.
Надежность бакелитовых листов обуславливает их популярность в строительстве массивных конструкций в роле и основного и вспомогательного материала.
Корабельная фанера востребована благодаря своей прочности, стойкости к агрессивным воздействиям среды, а также высоким эксплуатационным характеристикам. Строительство ни одного современного судна не обходится без использования бакалейной фанеры. Ее высокая надежность проверена десятилетиями.